Системные основы
Управления в организациях
Книга 1 - Системология
На этой страничке размещена  монография, которая формировалась
в течение 25 лет моей преподавательской деятельности на кафедре
медкибернетики (сначала это был 2-й МОЛГМИ, затем  РГМУ и ныне -
ГОУ ВПО РГМУ)

Практически вся сознательная жизнь человека проходит в рамках той или иной  организации. Новорожденный
младенец с первых дней жизни попадает в семью, а семья, как таковая обладает определенными признаками
организации. Далее ребенок попадает в ясли, детский сад, школу и т. д. И повсюду он имеет дело с устойчивой
совокупностью людей (коллективом), связанных между собой определенными отношениями. Один из аспектов
этих отношений состоит в том, что между людьми, составляющими этот коллектив, имеет место некое фиксированное распределение обязанностей. Более того, некоторые выделенные члены коллектива наблюдают за тем, чтобы
указанное распределение обязанностей соблюдалось и, чтобы остальные члены коллектива добросовестно
выполняли возложенные на них обязанности. Таким образом, эти выделенные члены коллектива осуществляют
определенные функции руководства или управления, а сами они имеют статус руководителей.

Введение
Управление в организационной системе непременно подразумевает
существование таких категорий как  власть и подчинение. То есть
одни люди (руководители) обладают властью в организации и могут
давать указания и распоряжения, а другие люди (подчиненные)
обязаны эти распоряжения выполнять. Естественно, что эти
распоряжения могут выполняться либо четко, либо посредственно,
либо вообще не выполняться. В свою очередь, сами распоряжения
могут быть либо разумными,  эффективными, направленными на
пользу руководимой организации, либо спонтанными, бездарными
и не только бесполезными, но и способными наносить организации
заметный ущерб.К настоящему времени выработан определенный
объем знаний и разработана совокупность методов, приемов, 
грамотное применение которых может заметно повысить
эффективность как распоряжений, формируемых руководителями,
так и четкость, гарантированность их выполнения. Поскольку
существует  знание об управлении, значит, его можно
систематизировать, изучать, а главное - обучать управлению. Однако
знание это настолько велико и многогранно,
что вряд ли можно говорить о возможности выделения единой «всеобщей» науки об управлении. Так психологические
аспекты управления рассматриваются с позиции основ психологии, правовые - с позиции юриспруденции, в частности
в рамках административного права. Существуют также  нравственные аспекты управления, содержательный анализ
которых подразумевает применение категорий этики и морали. Весьма существенными также являются экономические
методы и механизмы управления, изучение которых требует знания экономических законов и т.д.

Предметом нашего рассмотрения являются системные основы управления в организациях. При этом организации будут рассматриваться как системы, основные свойства которых могут быть описаны в терминах общей теории систем, но,
конечно, при непременном учете тех специфических особенностей, которые придает организационным системам тот
факт, что основными активными элементами в них являются люди.

Скачать полный текст

Вернуться на главную

Структура сайта
Hosted by uCoz